- УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УЗБЕ́КСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература узбекского народа. Развивается на узбекском яз. В устно-поэтическом творчестве большое место занимают сказки: о животных, волшебно-фантастические и бытовые. Среди последних выделяется жанр латифа. В народных вариантах латифа немало черт социальной сатиры. Широкое распространение получил также эпический жанр дастана. Записано более 200 текстов (80 сюжетов) от 50 сказителей: героический эпос «Алпамыш», героико-романтический эпос «Гороглы» (более 40 сюжетов), воинская повесть «Юсуф и Ахмед», романтические дастаны авантюрно-новеллистического и сказочно-фантастического содержания. По генетическому признаку они подразделяются на фольклорные («Тахир и Зухра», «Ширин и Шакар», цикл «Рустамхон» и др.) и книжные. Сюжеты книжных, как правило, заимствованы из классических произведений на арабском, персо-таджикском или староузбекском языках: «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха» и др. В отличие от прошлых веков, современные дастаны изображают конкретно-историческую действительность («Хасан-батрак», «Джизакское восстание» и др.).
Доисламская культура тюрков представлена незначительным числом письменных памятников на древнетюркских языках: «Покаянная молитва манихейцев» (V в.), написанная древнеуйгурским письмом, и орхоно-енисейские надписи (VIIXII вв.). В силу большой близости тюркских языков памятники такого рода представляют особый культурный и научный интерес для всех тюркоязычных народов, так же как и созданные в более позднее время уже на основе этических норм ислама дидактические произведения «Знание, дающее счастье» (1069) Юсуфа Баласагуни, «Подарок истин» Ахмада Югнаки. Выделяется «Словарь тюркских наречий» (1072 1074), составленный Махмудом Кашгари.
Начиная с XIV в. У. л. развивалась весьма интенсивно и разнообразно: лирическая и эпическая поэзия, элегические стихи, романтические дастаны, мемуарные сочинения в прозе, историография. Появляется светская тематика (любовно-романтическая поэма на библейско-коранический сюжет «Юсуф и Зулейха» Дурбека, конец XIV начало XV вв.), а также переводы художественной литературы с языка фарси на узбекский язык и с узбекского языка на фарси. С конца XIV в. культурным центром был Самарканд, в котором жили многие поэты и ученые, учились знаменитые поэты Джами и Алишер Навои. Вторым центром культуры Средней Азии и Хорасана в XV в. стал Герат.
Одним из ярких лириков XV в. был Лутфи, воспевший идеальную любовь. Известность приобрела лирика Атаи и Саккаки. Особое место занимает творчество Навои. Свою лирику на тюркском языке он объединил в четыре сборника (дивана), включив в них свои касыды, газели, кыт'а, рубаи и др. В богатейшем наследии Навои выделяется его «Пятерица» первый на тюркском языке «ответ» на одноименное творение Низами Гянджеви. В антологии «Собрание утонченных» Навои дает краткую характеристику крупных поэтов XV в. Во многих сочинениях он затронул проблемы эстетики и теории литературы; немало способствовал развитию тюркского стихосложения (трактат «Весы размеров»).
Литература XVI начала XX вв.
развивалась по двум линиям придворно-панегирической и демократической. Исторические события XVI в. отразились в героической поэме «Шейбани-наме» (1506) Мухаммеда Салиха, в творчестве Захиреддина Мухаммеда Бабура. До нас дошли его небольшой лирический диван и автобиографический труд «Бабур-наме». Но в произведениях Салиха и Бабура исторические события нередко получали тенденциозное освещение. Сочинения правителя Хивы Бахадур-хана Абу-ль-Гази «Родословная туркмен» и «Родословное древо тюрков» (незаконч.) содержат ценные сведения по истории туркмен, узбеков, каракалпаков, казахов, а также много народных легенд, преданий, сказаний, пословиц и поговорок.В период существования трех самостоятельных ханств (Бухарского, Хивинского, Кокандского) народную тенденцию в литературе выражали поэты Турди и Бабарахим Машраб, резко осуждавшие произвол феодальных правителей. Усиливается влияние фольклора на письменную литературу, укрепляются взаимосвязи и взаимодействия литератур народов Средней Азии. «Повесть о Сайфульмулуке» Меджлиси (начало XVI в.) творческая переработка любовно-приключенческой темы из книги «Тысяча и одна ночь». В 1793 1796 поэт Сайкали создал дастан «Бахрам и Гуландам», произведения религиозно-мистического содержания.
В XVIIIXIX вв. основными литературными центрами становятся Ферганская долина, Хорезм и Бухара. Мотивы разочарования содержит поэзия Нишати Хорезми, испытавшего заметное влияние Навои и азербайджанского поэта Физули. В конце XVIII начале XIX вв. выдвинулись поэтессы Надира, Увайси и Махзуна. Их стихи, отмеченные формальным совершенством, посвящены традиционной любовной теме.
В 1-й половине XIX в. передовое направление общественной мысли возглавили поэты Гульхани, Махмур, Агахи. «Рассказы о Сове» Гульхани, написанные в форме народной сказки, блестящий памфлет против феодалов-правителей, реакционного духовенства и нравственно опустошенных придворных. Популярность обрели сатирические сочинения Махмура., Шедевром узбекской классики стали поэтические произведения Муниса, его исторический труд «Райский сад счастья» (незаконч.); эту работу завершил Агахи, оставивший также обширный диван «Талисман влюбленных».
Видными деятелями прогрессивно-демократического крыла У. л. были поэты Мукими, Фуркат, Завки, Аваз Отар-оглы, поэтесса Анбар Отин, которые ввели в литературу общественно-политическую тематику, положили начало реалистическому изображению действительности. В числе писателей, ставших на защиту завоеваний Октябрьской революции, были и основоположники советской У. л. Хамза Хакимзаде Ниязи и Садриддин Айни; таджик по национальности, Айни считается основоположником и таджикской советской литературы. Хамза в 1915 создал театральную группу из молодежи, сам писал пьесы на местные темы. Творческое дарование Айни начало развиваться в ханской Бухаре, где в литературе сохранились старые традиции.
Советская
У. л. Зачинателями ее стали передовые представители дореволюционной интеллигенции Хамза, Айни и А. Кадыри. В литературу пришло немало молодых писателей Айбек, Гафур Гулям, А. Каххар, Х. Алимджан, Уйгун, К. Яшен, заложившие основы узбекской советской литературы, главным содержанием которой стали завоевания революции и социалистическая действительность. Злободневной оставалась тема раскрепощения женщины, получившая освещение еще в дореволюционной литературе. Большое место занимала сельская проблематика. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет. Сатирическая литература разоблачала мусульманское духовенство, а также антинародную деятельность баев, торговой буржуазии. С 1923 издавался сатирический журнал «Муштум» («Кулак»). Борьба масс, героизм народа при построении социалистического общества нашли отражение в художественной литературе. Герой строитель новой жизни начал вытеснять из литературы героя жертву социальной несправедливости. Новым методом изображения жизни стал социалистический реализм. Некоторые писатели, националистически настроенные в начальный период, в конце 20-х гг. изменили свое отношение к новой действительности (Фитрат, Чулпан).Наряду с письменной литературой обогатилось и народное творчество. Лучшие представители народной поэзии (Пулкан-Шаир и Эргаш Джуманбулбул-оглы, Фазыл Юлдаш-оглы, Ислам-Шаир и др.) с первых же лет Советской власти отражали революционные события, клеймили противников нового строя, выступали за обновление быта.
В 2030-х гг. в У. л. преобладала поэзия, тесно связанная с традициями классической литературы. Однако молодые поэты часто ломали традиционные рамки стиха. Интимная лирика уступила место гражданской; абстрактные лирические образы и символы отходили в прошлое, уступая место художественной конкретности. Большое место в литературе занимала тема труда. Изменился и облик лирического героя (стихи Гайрати, М. Шейхзаде, Абдуллы Сабира, Миртемира, У. Насыра, Зульфии, С. Джуры и др.). В советское время открылись большие возможности для становления прозы, которая в начале XX в. была представлена в основном малыми жанрами (рассказы, повести Хамзы, Айдын и др.). В 2030-х гг. утвердился жанр исторического и бытового романа (А. Кадыри). В 1934 был создан СП Узбекистана.
В годы Великой Отечественной войны 1941 1945 преобладала публицистическая поэзия (Гафур Гулям, Алимджан, Уйгун, Шейхзаде и др.). Проза развивалась главным образом в жанрах очерка и рассказа. Очеркисты военных лет писали о трудовых подвигах узбеков в тылу. Интерес писателей был обращен и к исторической тематике: историческая драма в стихах «Муканна» Алимджана, историко-биографический роман «Навои» Айбека.
В послевоенное время У. л. отличается разнообразием тематики, жанров и форм. Новеллистика и публицистика военных лет в известной степени подготовили осмысление воинского подвига народа в эпических жанрах прозы повести и романа, которые после войны, а еще более в 5060-х гг., получили значительное развитие. Событиям войны посвящены романы И. Рахима, Айбека, Шухрата, Саида Ахмада. Узбекские прозаики стремились также к созданию крупных произведений о современной деревне: роман «Ветер золотой долины» Айбека, роман «Огни Кошчинара» и повесть «Птичка-невеличка» А. Каххара, роман «Преданность» И. Рахима. Значительное место занимает историко-революционная тема: романы Айбека, Х. Гуляма, М. Исмаили, Д. Шарипова. А. Мухтар посвятил роман «Сестры» теме зарождения рабочего класса в Узбекистане. Характерная черта этого писателя внимание к преемственности революционно-исторических и культурных традиций ярко проявилась в романе «Чинара». Но главным содержанием литературы остаются духовный облик, жизнь и труд современника: романы П. Кадырова, А. Якубова, Мирмухсина. Идеей пролетарского интернационализма проникнут роман «Его величество Человек» Р. Файзи. В 6070-х гг. получают дальнейшее развитие повесть (в творчестве Каххара, Саида Ахмада, Мухтара, Айбека, У. Умарбекова, Кадырова, Якубова, С. Зуннуновой, Х. Назира и др.), мемуарная литература (Айбек, Каххар, Н. Сафаров и др.). Узбекская советская поэзия, жанрово разнообразная, отражает богатство духовной жизни современника. Лирика Гафура Гуляма, Уйгуна, Зульфии, Шейхзаде, Миртемира, Р. Бабаджана, А. Арипова и других поэтов отличается высоким гражданским пафосом, тонким мастерством; развивается жанр поэмы, главным образом лирической, в творчестве Мирмухсина, Х. Гуляма, Шукрулло, Э. Вахидова, Т. Тулы, М. Бабаева и др.
В узбекской драматургии, зародившейся в начале 20-х гг. (пьесы Хамзы, Кадыри и др.), ведущими были темы революции и борьбы с буржуазными националистами и кулаками (пьесы Яшена). Значительное место заняли историко-биографические пьесы Уйгуна, И. Султана и др. В послевоенные годы, а также в 5060-х гг. драматурги глубже показывали новые черты современной деревни, духовное богатство ее людей. Острым проблемам современной жизни, борьбе с пережитками прошлого посвящены комедии Каххара. Героическое прошлое узбекского народа раскрыто в послевоенных пьесах Н. Сафарова, Яшена, Султана и др. Актуальные проблемы времени подняты в пьесах Уйгуна, С. Азимова, Шейхзаде.
Литературная периодика: журналы «Шарк юлдузи», «Звезда Востока», газета «Узбекистон адабиёти ва санъати».
Издания:
Антология узбекской поэзии, М., 1950;
Поэты Узбекистана, Л., 1977.Литература:
Жирмунский В. М. и Зарифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947;
Абдумавлянов А., Бабаханов А., История узбекской литературы, Таш., 1966;
История узбекской советской литературы, М., 1967;
Кор-Оглы Х., Узбекская литература, 2 изд., М., 1976;
История узбекской литературы, т. 15, Таш., 1977 1980 (на узб. яз.);
Писатели Советского Узбекистана. Библиографии, справочник, Таш., 1977.Х. Г. Короглы.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.